«Принятый в Петербурге документ – большой шаг вперед» - Сергей Цыцин
Для строителей, обслуживающих городской заказ, он носит обязательный характер, для всех остальных – рекомендательный. Стандарты экономии ресурсов в петербургском РМД соответствуют тем, что установлены в ведущих западных рейтинговых системах оценки зданий – LEED и BREEAM. Поскольку эффективное использование ресурсов – одна из ключевых характеристик «зеленого» города, появление РМД, по мнению его авторов, является революционным шагом.
«У нас есть федеральный закон «об энергосбережении», который ставит задачу к 2020 году сократить параметры энергопотребления на 20%, – сказал председатель Комитета по строительству Вячеслав Семененко в комментарии «Петербургу 3.0». – Региональный документ показывает, как решить эту задачу». По его словам, документ служит прямым инструментом экономии бюджетных средств. «Мы будем меньше потреблять электроэнергии, воды, тепла, использовать трубы меньшего диаметра, меньше ресурсов тратить на инженерную подготовку территории и так далее».
Заметим, что быстрый экономический эффект достигается только при реализации минимального набора мероприятий, который и становится обязательным с сегодняшнего дня при проектировании бюджетных объектов в Петербурге. Чем больше увлекается строитель экономией ресурсов, тем дороже применяемые технологии и дольше срок возврата сделанных в них инвестиций. «Можно сделать здание с нулевым энергопотреблением, но оно будет очень дорогим», – отмечает Вячеслав Семененко. Поэтому региональный документ предполагает разные уровни энергоэффективности, от минимального до наивысшего. Более высокие стандарты, описанные в РМД, служат ориентиром для сознательных девелоперов, думающих об окружающей среде и благе следующих поколений горожан.
Пессимисты отмечают, что стройка по заказу города занимает не более 10% петербургского рынка, и поэтому влияние РМД совсем не велико. Оптимисты подчеркивают цивилизующую роль документа. «Не важен объем внедрения новых регламентов, важен прецедент», – считает архитектор Сергей Цыцин. «В Скандинавии незеленое строительство просто запрещено законом, но в большинстве стран Западной Европы и в Северной Америке действуют поощрительные механизмы, – поясняет он. – Государство показывает, что бизнес, который экономит природные ресурсы, достоин особого уважения. Кроме поощрений, локомотивом прогресса служит госзаказ. Например, если инвестор должен часть территории, которую он преобразует, отдать муниципалитету, то на ней будут действовать максимально высокие требования к энергоэффективности. Бизнесу невольно придется подтягивать под эти стандарты примыкающую частную недвижимость». «Принятый в Петербурге документ – большой шаг вперед», – уверен архитектор.