«Полицентризм», как модель для генплана Санкт-Петербурга 2018 года
Если Москва ограничена только ролью столицы, то Петербург может развиваться как европейский город и одновременно иметь лицо крупной метрополии с несколькими агломерациями на его окраинах. Однако их создание за пределами исторического центра предполагает объединенную транспортную инфраструктуру, создание зон зеленых насаждений и грамотное использование промышленных территорий под застройку. По этим и другим важным вопросам 4 марта 2015 г в Союзе архитекторов СПб прошла конференция: «Градостроительное развитие города в рамках стратегии 2030», организованная Союзом архитекторов Санкт-Петербурга и РИА «Архитектурные сезоны. В своих выступлениях архитекторы, девелоперы, чиновники и эксперты высказывали свои позиции относительно точек роста, проблем и путей их решения, наметили направления для корректуры будущего генплана Санкт-Петербурга. В рамках конференции состоялись три круглых стола: «Главных архитекторов Санкт-Петербурга за период с 1968 по 2014гг», «Город и область: концепция развития агломераций и транспортная инфраструктура», «Полицентричный Петербург».
Проведение данной конференции отнюдь не случайно. В канун разработки нового генплана Санкт-Петербурга 2018 года в городе остро назрела необходимость активного обмена мнениями архитекторов-урбанистов о перспективах дальнейшего градостроительного развития города на Неве. Возникающие в последнее время городские агломерации за пределами исторических центров формируют новую городскую среду, а вопрос комплексного развития Санкт-Петербурга сегодня является базовым для города. Людям удобнее работать и отдыхать в районе проживания, поэтому полицентрическая модель предполагает самодостаточные районы.
Первый круглый стол главных архитекторов периода 1968-2013 гг. был посвящен анализу прошлых генеральных планов города и вопросу о том, что можно взять на вооружение из их содержания для будущего генплана 2018 года. Все выступавшие сошлись во мнении, что лучшим был генплан 1980 года, поскольку объединял город и область в единое целое.
По мнению модератора круглого стола Владимира Линова, ныне действующий Генплан был разработан и осуществлен в 2005 году и далее корректировался, а предыдущий утвержден в 1980 году. А что происходило в то время, и какие были достижения, мы попросили оценить бывшего заместителя главного архитектора Ленинграда Владимира Васильевича Попова, тем более что опыт Советский в нынешних социально-экономических условиях весьма интересен. По его воспоминаниям, все, что происходило тогда в градостроительной области никакого отношения к тому, что происходит сейчас, не имеет. В то время существовала четкая структура разработки градостроительной документации. В 70-х годах главным постулатом генплана был «Выход города к морю». Что же касается предыдущих генеральных планов, то, по мнению В.В.Попова они были, «романтическими» документами. Самое больное место в них было – это промышленные гипотезы, разработанные небольшой промышленной группой, согласно которой все вредные предприятия, которые находились в городе должны быть вынесены за его пределы. Всем известно, что вынос начал осуществляться только в 90-е годы после того, как промышленность остановилась, а все промышленные зоны стали привлекательными для бизнеса.
Следующий этап генплана территориальной планировки тоже был далек до совершенства. В те годы главным достижением генплана был гигантский эксперимент, который не имел аналогов в мире по объему жилищного строительства, активного расселения, освоения огромных городских территорий Ленинградской области и прибрежных зон финского залива.
Тогда под руководством коммунистической партии были созданы новые гигантские городские территории. По генплану 1980 года с идеей объединения города и области рассматривались разные направления развития города вдоль Невы в южном направлении.
Модератор конференции Владимир Линов напомнил о том, что перед разработкой нынешнего генплана в 1992 году был проведен конкурс концепций развития территорий, который активно обсуждался специалистами в градостроительной сфере. На его взгляд, очень важной является форма разработки концепций территорий генерального плана города. За рубежом, например, градостроители много времени тратят на обсуждение предмета разработки. Такой процесс обсуждения специалистов должен быть запущен заново.
На вопрос о том, как правильно увязать государственные планы и частные интересы, В.В.Попов заметил, что большой проблемой является полное отсутствие централизованного государственного финансирования, крупных бюджетных вливаний в градостроительную область, отсутствие механизмов, которые будут направлять частные инвестиции в русло государственных интересов. Этим должны заниматься государственные структуры.
По мнению главного архитектора периода работы в КГА 2004-2008 гг. А.П.Викторова, генеральный план был сформирован в рамках Градостроительного кодекса, действовавшего на тот момент (за 10 лет с 2005 -2015 год в градкодекс было внесено 73 поправки). Генплан 2005 года был любопытен тем, что формировался в условиях новой экономической ситуации. Еще одним важным моментом было то, что к тому моменту город и область представляли собой различные субъекты Федерации. Если предыдущий генплан объединял город и область, то новый уже относился только к Санкт-Петербургу из расчета на 4,7 млн. жителей. Из глобальных направлений генплана можно назвать развитие существующих внутренних границ между районами со стабильным количеством населения.
Если говорить об отличиях генпланов - 1925 гг., 1980 гг. и ныне действующего 2005 гг. года, то одна из важнейших позиций, которой не достает современному генплану это вопрос законодательства, поскольку Градостроительный кодекс отменил понятие плановой реализации генерального плана. Важной темой, к которой придется возвращаться в будущем генплане, является планирование реализации генплана, которое идет только через госпрограмму. Не менее важно четкое понимание того, какие территории развиваются в определенные периоды времени, как они обеспечиваются всеми видами ресурсов, чтобы при разработке будущего генплана 2018 года выявить и искоренить те проблемы, которые выявились при реализации действующего.
По мнению модератора конференции Сергея Цыцина, сегодня для более плодотворной работы надо объединить несколько разрозненных явлений, связать бюджет и градостроительство, деятельность отдельных инвесторов и «квазидевелоперов города» (Правительство СПб).
По мнению главного архитектора периода работы в КГА 2008-2013 гг. Ю.К.Митюрева главная задача, которая на сегодня стоит перед архитектурным сообществом, Союзом архитекторов и будущим главным архитектором – это возвращение статуса главного архитектора в русло необходимости согласований проектов и выноса их на градсовет города.
На его взгляд, суть будущего генплана 2018 гг. в том, чтобы сделать максимально возможным совмещение жилой функции и мест приложения труда. Нынешние поправки к генплану в большей степени относятся к транспортным потокам горожан из дома на работу и обратно.
Как рассказал Ю.К.Митюрев, после распада Советского Союза с 1991 не было запроектировано ни одной площади. Это большая беда, поскольку площади и ансамблевость – это характерные черты Петербурга и можно на эту тему впоследствии еще подискутировать. Что касается нового генплана 2018 года, бывший главный архитектор уверен, что он создаст более благоприятные условия для объемно-пространственного развития города, поскольку основной задачей его является улучшение качества жизни населения.
По мнению главного архитектора Правительства Ленинградской области Е.В.Домрачева, каждый субъект в переходный период развивался сам по себе, что можно списать на болезнь капиталистического и демократического роста. На сегодня только совместными усилиями можно наметить грамотные пути развития двух субъектов, что важно для России в целом, но без усилий всего архитектурного сообщества эту проблему не решить. Е.В.Домрачев считает необходимым поддержку процесса инициативой снизу. Но для принятия закона необходимо разработать отдельные документы для Санкт-Петербурга и Ленобласти.
Второй круглый стол конференции, получивший рабочее название «Город и область: концепция развития агломераций и транспортная инфраструктура», был посвящен развитию агломераций, как в черте города, так и в Ленобласти, а также проблемам «сшивки» города с областью. Несмотря на то, что термин "Городская агломерация" не используется в Градостроительном кодексе РФ, само понятие агломерации как компактного скопления населённых пунктов, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями, является хорошо известным, а его реализация - крайне важной в процессе расширения зоны жилищной застройки в городе и области. Еще в 1980 году Генеральный план развития Ленинграда охватил город и область в единое целое, но подразделение Ленинградской области обострило проблему координации этих процессов и согласования планов развития между двумя различными субъектами федерации. Следовательно, в будущем одной из важнейших задач является задача эффективной синхронизации этих планов, которая приведет к комплексному развитию всей сферы градостроения, включая социальные, экономические, культурные и транспортные компоненты агломераций. Не будет преувеличением сказать, что основой агломерации, ее "кровеносной системой" является транспортный каркас территории, который включает в себя объекты транспортной инфраструктуры всех уровней и финансируется из единого источника. Вполне возможно, что именно по этой причине транспортный каркас может послужить основой для объединения планов развития города и области, базой для синхронизации и координации процессов развития агломераций.
По мнению Главного архитектора Ленинградской области Е.В. Домрачева полноценная интеграция двух регионов может быть успешно осуществлена только на федеральном уровне. Необходимо принятие федерального закона, позволяющего проводить комплексное техническое планирование для нескольких субъектов федерации. В современных условиях, к сожалению, траты бюджетных средств на разработку подобной документации не являются допустимыми с точки зрения законодательства. Однако на уровне субъекта федерации Градостроительный кодекс допускает принятие региональных правил градостроительного проектирования, в Ленобласти они разработаны достаточно подробно, с учетом специфики региона.
Как сообщил эксперт по социально-экономическому развитию А. Финогенов, в 2013 году правительством была разработана Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области, которая содержит концепцию экономического и пространственного развития агломерационных территорий региона. Причиной, по которой было принято решение о разработке данного документа, была неудачная попытка разработки совместной схемы территориального планирования Петербурга и Ленобласти. Хотя Стратегия пока не утверждена, в настоящий момент ведется работа по выведению ключевых ее положений на федеральный уровень.
Директор НИПЦ Генплана СПб Ю.К. Бакей сообщил участникам конференции о том, что на текущий момент в КГА Санкт-Петербурга реализован первый этап подготовки проекта технического задания Генерального плана развития города до 2018-го года. Параллельно готовится проект технического задания на концепцию Генерального плана до 2018-го года. Оба документа рассматривают работу с агломерацией той части Ленобласти, которая территориально примыкает к Санкт-Петербургу. К 2017 году должна быть создана комплексная система территориального развития города и области.
Однако, как справедливо заметила модератор круглого стола руководитель проекта «Будущий Петербург» Елена Кром, агломерация – это не только территориальное, но также экономическое образование. Следовательно, необходимо принимать меры, направленные на стимулирование экономической интеграции города и области.
Директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад» М.С. Липецкая в своем выступлении рассказала о конкретных решениях, предложенных Фондом в рамках концепции развития агломерации Ленинградской области. По мнению Липецкой необходим переход с экстенсивного на интенсивный путь развития, а также объединение усилий властных структур, представителей бизнеса, инициативных общественных групп, всего населения региона в выработке решений, далеко выходящих за рамки компетенции узких специалистов.
Третий круглый стол конференции стал наиболее важным и интересным событием конференции. «Каковы перспективы полицентрического развития Санкт-Петербурга? Какое отражение они находят в «Стратегии-2030» и других документах, определяющих направления векторов развития нашего города? Как формировать центры, как их развивать, какое их количество будет оптимальным? Какими критериями следует руководствоваться при их создании?» Эти и целый ряд других вопросов обсуждали участники круглого стола, получившего название «Полицентричный Петербург». По мнению одного из авторов концепции социально-экономического развития города, специального представителя Губернатора Санкт-Петербурга по вопросам экономического развития А.И. Котова, механизмы реализации полицентрического развития города уже заложены в Стратегии, которая предусматривает получение жителем максимального количества услуг и возможностей, доступных в районе проживания. Это относится и к социальным и к экономическим аспектам. Однако устранение существующего в настоящее время дисбаланса социально-экономического развития территорий, при котором 80% экономики города сосредоточено в центре, требует значительных финансовых вложений. К подобной ситуации привели, помимо прочего, ошибки и недоработки, допущенные в процессе территориального планирования, которое должно учитывать и увязывать между собой все социальные и экономические факторы в единой системе развития города. Управляющий директор и вице-президент ОАО «Банк «ВТБ» А.А. Ольховский считает, что в нынешней сложной экономической ситуации имеет смысл "остановиться, осмотреться и принять верные решения", имея в виду проведение новых конкурсов градостроительных идей и концепций развития городских агломераций с определением новых "точек роста". Результаты таких конкурсов помогут определить направления реализации полицентризма, а в дальнейшем на их основе может быть откорректирован Генеральный план развития Санкт-Петербурга, схемы развития транспортной инфраструктуры, программы финансирования. По мнению Александра Ольховского, суть заключается в том, чтобы построить некий концептуальный каркас полицентризма, который можно будет реализовать при наличии источников финансирования.
На вопрос о том, как добиться улучшения качества жизни путем развития полицентризма, директор НИПЦ Генплана СПб Ю.К. Бакей заметил, что петербургская история Градостроительства несколько отличается от истории европейских городов, трансформировавших свои "серые пояса" в начале прошлого века. Созданный "серый пояс" в районе Шушар является достижением последних лет, но в дальнейшем принцип специального планирования территорий под новые городские центры должен выполняться непременно. Кроме того, любой проект должен сопровождаться планом реализации, под который должно быть выделено соответствующее финансирование.
Один из руководителей архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и Партнёры» Михаил Кондиайн изложил свое видение проблемы развития полицентризма, которое заключается в том, что полицентризм может дать альтернативу негативной тенденции расширения пригородов и постепенного срастания их с городом. Новые локальные центры должны оттягивать от центра города ежедневные функции, что приведет к уменьшению для граждан необходимости постоянных поездок, уменьшению напряженности транспортных потоков. Хорошим примером такого подхода является планомерная реализация государственной программы в Гамбурге, в результате которой создается очень качественная и интересная городская среда, а также создание в Китае комплексов Сохо Ньютаун, объединяющих офисные и жилые помещения. По мнению М. Кондиайна, необходимо запускать такие внутренние процессы, которые будут направлены на постепенное изменение всей структуры мегаполиса. Разумеется, ничего невозможно сделать без изменения правового поля, но начинать все, же следует с идеологии, с создания новой системы ценностей, нового осмысления стоящих перед городской инфраструктурой задач, а уже затем можно создавать стратегические планы, федеральные программы, вносить изменения в законодательство и нормативные акты.
Принимавший участие в Круглом столе заместитель директора ГУП НИ и ПИ Генплана Москвы А.Н. Колонтай, опираясь на московский опыт, заметил, что полицентризм представляет собой интеграцию определенной ментальности, политической организации, культурной жизни и даже социальных норм. По его мнению, необходимо изначально закладывать и программировать поведение населения, ориентированное на "короткие дистанции". Невозможно спасти ситуацию одним лишь развитием метрополитена, развязок и дорог, надо формировать у людей ассоциации малых городов внутри мегаполиса, которые будут противостоять диктату исторического центра. Уникальность новых центров должна быть заключена в их многообразии и доступности, которая зиждется на скоростном транспорте и удобных пешеходных маршрутах. Развившаяся в 50-е годы промышленность сформировала полицентричные города, и в настоящее время масса промышленных зон в Москве сформированы как небольшие самостоятельные города.
Конференция «Градостроительное развитие города в рамках стратегии 2030» стала площадкой для профессионального обсуждения возможностей формирования епрофессиональных подходов к развитию территорий, совершенствования нормативно-правового, бюджетного, градостроительного обеспечения, направления развития агломераций.
По завершении конференции президентом Союза архитекторов СПб была озвучена резолюция, которая впоследствии будет доработана и направлена в Правительство Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Гуляева Елена (РИА «Архитектурные сезоны»)