Новостройку на Московском проспекте, 141, назвали Fort Tower. Высота ее составляет 80 метров – в данном случае это 21 этаж. На проекте дом выглядит весьма монументально, а его декор напоминает сталинскую архитектуру. Правда, силуэт здания непривычен. По форме оно похоже на робота, каким его изображали в Советском Союзе в виде детских игрушек. На квадратный стилобат поставлена «голова» с будто бы прищуренными, разделенными на окна, «глазами» в верхних этажах. Возводится этот дом рядом с бывшей территорией завода «Электросила», отданной под застройку.
Проект высотки был разработан архитектурной мастерской Цыцина совместно с мастерской Рейнберга и Шарова. Застройщик описывает архитектуру своего здания как «эталон неоклассицизма».
В новостройке собираются разместить бизнес-центр. Первый его этаж отдадут под рестораны, кафе и магазины. На 19-м этаже также откроется панорамный ресторан. Остальные площади будут задействованы под офисы. Предусмотрен и подземный паркинг на 192 места.
Как рассказали «Санкт-Петербургским ведомостям» в фирме-застройщике, в декабре 2015 года были завершены работы по возведению каркаса здания. Сейчас продолжается отделка фасадов, помещений, монтаж инженерных систем. Ввод в эксплуатацию намечен на четвертый квартал нынешнего года.
Хотя здание недоделано, оно уже внесло свой акцент в панораму Московского. Если двигаться по проспекту, новостройка возникает в ряду сталинских домов еще у парка Победы. Сами коммерсанты считают, что Fort Tower станет одной из доминант проспекта, но не создаст диссонанс на фоне существующей застройки.
В самом деле, на Московском есть сопоставимые по размеру дома. Их, правда, не так уж много. Одними из самых высоких построек на проспекте до сих пор можно считать два 22-этажных (высотой 76 метров) «пропилея», обрамляющих парадный въезд в город с площади Победы. Эти жилые дома были построены в 1975 году под руководством архитектора Сергея Сперанского.
Высота 9-этажного дома со шпилем на Московском проспекте, 190 (возле парка Победы), также составляет 76 метров. Он был спроектирован мастерской архитектора Симонова и построен в 1953 году.
Среди современных примеров можно выделить гостиницу Holiday Inn, что у Московских ворот. В проектировании этого здания под 20 этажей (общая высота – 70 метров) участвовал Рафаэль Даянов. В разговоре с корреспондентом «СПб ведомостей» архитектор высказал мнение, что Московский проспект сейчас застраивают именно так, как позволяет сегодняшнее законодательство.
«Несомненно, есть переборы, есть удачи и неудачи. Но пока об этом все же рано говорить: пусть сформируется вся застройка, а она идет очень активно», – отметил Даянов.
Речь, по его словам, стоит вести не об отдельных бизнес-центрах, а прежде всего о жилье. Возводят его много – начиная от Обводного канала и далее на юг. Многоэтажные жилые дома, как правило, строят на месте бывших предприятий. Они располагаются не прямо на Московском, а на некотором удалении от проспекта, но на облик его влияют заметно. При этом особыми архитектурными изысками жилые новостройки обычно не блещут. Бизнес-центр у «Электросилы», как предполагает Даянов, тоже не все примут на ура.
Впрочем, высотку Fort Tower должны сначала достроить, чтобы можно было оценивать ее архитектуру. Наш собеседник все же отметил, что строится «несколько другая версия» по сравнению с тем, что было представлено на градсовете. В восприятии здания многое будет зависеть от материалов и качества отделки.
Архитектурный критик Мария Элькина в комментарии для нашей газеты подвергла выбранное градостроительное решение сомнению. «Первый вопрос, который возникает в связи с этим домом, – почему его вообще здесь строят. Московский проспект – уникальный в своем роде архитектурный ансамбль, это такая же интересная часть нашего города, как и ансамбли XIX века», – считает эксперт.
Расставляя здания далеко друг от друга, советские проектировщики невольно создали немало возможностей для уплотнительной застройки. К сожалению, в этих местах она неизбежна. Тем не менее новые здания можно было бы располагать с отступом от проспекта и даже там увязывать с существующим окружением. «Здание Сергея Цыцина стоит на первой линии. Его стоило бы ограничить по высоте, а во-вторых, найти для него изящное архитектурное решение», – полагает Элькина.