Зодчие проедут на зеленый. Как вести строительство без ущерба для природы?

tass_400

Вертикальное озеленение многоэтажек - лишь первый шаг на пути к созданию «экологичного» жилья. ФОТО Annette RIEDL/DPA/ТАСС

Отрицательное здание

Дружественный природе - значит современный, читай - хорошо продающийся. Однако одно дело «фишка», другое - реальная польза. Например, снижение трат на отопление, канализационные услуги. В ряде стран «зеленые» проекты вполне выгодны.

«Город-сад» придумали в позапрошлом веке за рубежом, эту идею заимствовали в СССР, и она актуальна сегодня. Когда-то фактически это был прообраз «зеленой» архитектуры, экоуcтойчивой среды», - сказал на открытии конференции главный архитектор Ленинградской области Михаил Киреев.

Председатель совета по экоустойчивой архитектуре Санкт-Петербургского союза архитекторов, руководитель архитектурной мастерской "АМЦ-ПРОЕКТ" Сергей Цыцин сообщил, что в основу государственных программ стран мира легли 17 принципов устойчивого развития ООН. Эти цели являются призывом к действию, исходящим от всех стран - как богатых, так и бедных и среднеразвитых. Руководствуясь ими, в Китае наметили создать 285 пилотных «умных» городов, не менее одного в каждой префектуре. 

«Это не говорится, а реализуется, строится! Причем в КНР проекты для таких городов создают не европейские или американские инженеры, а местные китайские специалисты, - заявил Цыцин. - Вот Северная Европа, Норвегия. Удачный пример. Делается полигон фактически для тестирования технологий в больших масштабах. Это будет первый в мире город, который станет не получать энергию, а продавать ее излишки». Он продемонстрировал удачные примеры таких проектов в Германии, Южной Корее. На этом фоне наша страна несколько отстала.

Не хуже, чем в Китае

Председатель правления НП «Совет по «зеленому» строительству» Александр Ремизов считает, что следует перейти от нормируемого проектирования к определению параметров. В российских программах мало говорится о подходах к комплексному развитию. Многие вопросы сводятся к энергоэффективности. А ведь роль государства в области экоустойчивого строительства заключается в создании условий и стимулов для успешного развития.

«В Китае действуют пятилетние планы, там поставлена задача модернизировать миллиарды квадратных метров существующих зданий. С Россией это несопоставимо, к тому же от пятилетнего планирования мы отказались», - отметил эксперт.

Среди мер по государственному стимулированию экоустойчивой архитектуры и «зеленого» строительства можно выделить три направления:

  • во-первых, это обязательные нормы, правила и стандарты, закрепляющие экоустойчивый подход в строительной индустрии;
  • во-вторых - различные программы строительства зданий с низким энергопотреблением, «умных» городов, экологических поселений;
  • в-третьих, это поддержка рыночных инструментов «зеленого» строительства, в том числе таких, как добровольные системы сертификации экоустойчивых зданий.

В России действуют две госпрограммы: цифровизация городского хозяйства «Умный город» и «Комфортная городская среда», но отдача от них невелика. Александр Ремизов считает, что основными механизмами государственной политики по внедрению «зеленых» технологий должны стать налоговые вычеты и льготы по налогу на недвижимость, субсидирование процентных ставок, предоставление земельных участков и др.

Так, в США владельцы зданий, которые снижают общую стоимость энергопотребления на 50% и более, получают налоговые льготы в размере 1,8 долл. за кв. фут. Также есть удачный мировой опыт, когда казна финансирует процедуры по сертификации зданий.

Опыт печальный и положительный

Вице-президент Союза архитекторов СПб Вячеслав Ухов напомнил, что было представление, будто «зеленое» строительство - это озеленение всего на свете. «Наконец, мы доросли до понимания того, что должна быть связь экологического мышления с госполитикой. У нас же - парадоксально - количество зелени в центре снижается. Мы теряем Крестовский и Петровский острова, дворы Васильевского острова. Слишком эффективно работает лобби девелоперов!» - констатировал он. А ведь главными должны быть интересы жителей, а не строительных корпораций.

Архитектор Анна Катханова сделала сообщение об опыте Финляндии. Принцип устойчивого развития затрагивает все уровни территорий - города, районы, муниципалитеты. В столице соседнего государства под преобразования попали транспортная сеть и бывшие промышленные объекты. По генеральному плану Хельсинки 2017 года, скоростные автодороги радиального направления в его границах станут городскими бульварами с размещением жилья на освободившихся участках. Так же осваиваются территории бывших промышленных объектов, старого порта и аэропорта. Обеспечивается доступность любого района за счет развития общественного транспорта. В приоритете велосипед и пешеходное сообщение.

Финляндия не просто подписала международные соглашения по охране окружающей среды, а сразу же приступила к работе. Было создано национальное агентство по устойчивому развитию, это произошло в 1994 году. Планировка города организована так, чтобы снизить число автопоездок, а значит, уменьшить выброс углекислоты. «Город должен быть плотнее», - поняли наши соседи, несмотря на традиционную любовь к низкой этажности.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (6483) от 18.07.2019 под заголовком «Зодчие проедут на зеленый».