Задачи градостроительного развития и несовершенство действующей системы законодательного регулирования в этой области в последнее время стали, чуть ли не основными вопросами для обсуждения, как в целом в обществе, так и среди профессионалов и власти.
Возникшая атмосфера широкой общественной дискуссии, вышедшей далеко за рамки сугубо профессионального диалога, на страницах журналов и газет, между властью, девелоперами, градозащитниками, экологами, красноречиво говорит об остроте накопившихся проблем, а также о живой заинтересованности горожан, о настоящем и будущем нашего города.
Однако обсуждаемые в профессиональной среде и обществе городские конфликты – чаще всего локальные сложности, которые уже дошли до точки кипения. Но это следствия много более системных болезней, и впереди нас ещё ждёт по настоящему «9ый вал» в случае, если мы незамедлительно не примем экстренных мер.
Что же происходит на самом деле?
Нет нужды говорить о том, что существующий процесс градостроительного развития подчинён, в силу отсутствия ПСГР (Плана Стратегического Градостроительного Развития), исключительно частным инициативам инвесторов. Идёт весьма хаотично, существующее функционирование различных частей городской жизни и, что ещё более важно, его дальнейшее градостроительное развитие несистемное из-за этого государственные и частные инвестиции подчас не увеличивают, но часто значительно снижают потенциальные возможности города.
Отсутствие чёткого стратегического плана, масштабного понимания принципов и приоритетов стратегического развития Петербурга наращивает с каждым годом и без того не маленький снежный ком сложностей и проблем. Наслаивание проблем одна на другую в результате грозит завести сложившуюся ситуацию в тупик.
Вместе с тем, по нашему глубокому убеждению, ситуация не безнадёжна. Для её разрешения специально созданная для этого многодисциплинарной комиссия должна выработать ясный и прозрачный Стратегический план. Благодаря которому мы получим понятные очертания вектора развития для всех заинтересованных сторон. Будет создано своеобразное «дерево доминантных целей», система табу и приоритетов, которые обеспечат запуск процесса оздоровления, приток частных инвестиций, приход которых не усугубляла бы существующее положение, а обеспечивало наращивание градостроительных качеств города, улучшало бы экологию, социальные и транспортные параметры городской среды.
Приходится признать, что в Петербурге нет, не только Плана Стратегического Развития, но даже не определены задачи цели и направления этого развития, параметры, критерии для мониторинга и коррекции этого плана. Не выработан язык и правила общения на заданную тему.
Существующие в городе институты (в частности градсовет, госэкспертиза, КГИОП) рассматривают лишь конкретные проектируемые объекты и их соответствие действующему законодательству.
Здесь уместно также отметить, что и Генплан города, в том виде, в котором он существует, и также его корректура по самой своей природе не ответят на поставленные вызовы, т.к. они подразумевают конкретные исполнительские действия по застройке, и не являются эффективным инструментом управления развитием на средне и долгосрочную перспективу.
Существующие и обсуждаемые нормативные граддокументы также как утверждённый ПЗЗ, «Закон о регулировании градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», «Региональные нормативы градостроительного проектирования», постановление правительства № 820 и т.д. вызывают много вопросов в содержательной их части. К сожалению, они являются не более чем системой ограничений и запретов в полной и необходимой мере не отражают основных задач, которые должны быть реализованные в грамотном Плане Стратегического Градостроительного Развития. Такого плана в городе сейчас нет, а ведь, сегодня в сложном современном мире, по сути, он – это единственный путь качественного развития мегаполиса.
План приоритетов в создании ПСГР
1. Санкт-Петербург должен стать глобальным мировым мегаполисом.
Самая обобщённая задача ПСГР — обеспечение градостроительного и социально-экономического развития, направленного на увеличение конкурентоспособности города как глобального мегаполиса, отвечающего по различным параметрам самым высоким мировым требованиям, интегрированного в глобальные мировые транспортные коридоры.
2. ПСГР и СПЭР – взаимоувязанные проекты.
ПСГР и СПЭР (Стратегический план экономического развития) должны представлять из себя два взаимосвязанных документа на основе СПЭР. В процессе реализации этих планов один раз в год они должны подлежать синхронизации и параллельной коррекции.
Кроме этого очень важно иметь постулированные принципы адаптивного управление, то есть возможность своевременно и по возможности адекватно реагировать на способность урбанистической системы к самоорганизации. А значит и к проявлению тех свойств городской среды, которые невозможно запланировать. Это значит создание системы обратной связи. Это может сделать только Стратегический План, Генплан этого сделать не может.
3. ПСГР – результат общественного долгосрочного договора городских элит, профессионального сообщества, власти и горожан.
ПСГР не может быть результатом деятельности КГА или какого-либо другого комитета правительства. Он является сбалансированным результатом общественным договором между элитами города, профессионалами – специалистами различных областей, власти и горожан. Для создания и реализации ПСГР вероятно создание специальной комиссии вышеперечисленных представителей.
4. ПСГР – документ вербальный и графический.
Необходимо отметить, что план стратегического развития – это не только система приоритетов, запретов и ограничений, а также и графические отражения этого в виде различных схем, наложенных на опорный план города и положенные на бумагу. Без них описательная часть, хоть и полезна, но абсолютно не достаточна.
5. Начало работы над ПСГР – анализ существующих проблем и имеющихся потенциалов роста, в том числе уникальных особенностей города.
Для этого надо начать с беспристрастного и объективного анализа сложившихся проблем, имеющихся, существующих и потенциальных конкурентных преимуществ, принципов уникальности.
6. Стратегический горизонт планирования.
В связи с тем, что результаты определённой социально – экономической и градостроительной политики могут быть заметны только с течением больших промежутков времени, в ПСГР целесообразно наметить горизонты планирования в 50 лет.
7. ПСГР – основа для составления документов градостроительного регулирования.
Наличие ясного и чёткого стратегического плана градостроительного развития, с большим горизонтом планирования, должно лечь в основу целого ряда уже технических документов, регламентирующих градостроительную деятельность. Необходимо избегать появления узконаправленных — технических документов, не основанных на постулатах прописанных в ПСГР. Для примера, даже перед созданием и принятием Правил Землепользования и Застройки не были созданы Нормативы градостроительного регулирования. Фактически не была соблюдена последовательность, иерархия документов. Что, в конечном счете, привело к новым проблемам при решении градостроительных вопросов.
8. ПСГР – необходимо рассматривать в рамках агломерации.
ПСГР не может успешно рассматриваться только как план оторванного развития города, но должен быть ПСГР широкой агломерации, включающий в свою орбиту пригороды, малые города, транспортные артерии, промышленные и рекреационные зоны, акваторию и их взаимоотношения или в крайнем случае выполнен на основе глубокого анализа точного влияния в его развитие.
9 . Неизменяемые во времени принципы и цели - каркас ПСГР.
ПСГР должен быть выстроен таким образом, что бы жёстко очертить приоритеты по основным векторам, которые остаются незыблемыми не при каких условиях. Основные вектора:
- сохранение исторического центра;
- оздоровление экологической обстановки, а не её усугубление;
- развития транспорта, инженерной инфраструктуры и так далее. На эти жёсткие и незыблемые принципы, как на прочный скелет наращивается динамичная и гибкая система коррекции. Которая способна оперативно реагировать на изменения экономической ситуации, с приходом или уходом конституциональных инвесторов и т. д. и т. п. ПСГР должен обладать инструментарием, позволяющим оперативно реагировать на изменения конъюнктуры, но при этом оставаться в железных рамках ограничений и правил по жизненно важным для города приоритетам.
10. Директивные и стимулирующие принципы управления.
В Стратегическом плане должны быть минимизированы директивные методы развития, при этом там должна быть отражена система методов стимулирующих. Путём создания благоприятных условий, изменения среды должно протекать эволюционным способом, но с заданными характеристиками. Высокое качество жизни в городе возможно только тогда, когда достижения одной составляющей не приносятся в жертву другим. И это обязательно необходимо постулировать в Стратегическом плане.
11. Принципы активного управления.
Кроме этого очень важно в ПСГР иметь постулированные принципы адаптивного управление, то есть возможность своевременно и по возможности адекватно реагировать на способность урбанистической системы к самоорганизации. А значит и к проявлению тех свойств городской среды, которые невозможно запланировать. Получается, необходимо создать систему обратной связи. Это может сделать только Стратегический План, Генплан этого сделать не может.
12. Решение транспортной проблемы – одна из главных задач ПСГР.
Город должен создать ясную и взвешенную концепцию транспортного развития, обеспечив коммуникационную связность его частей, создав систему удобных транспортных инфраструктурных узлов обеспечивающих быстрое попадание в градостроительные центры для смены видов транспорта с обширными торговыми, деловыми, досуговыми и парковочными зонами. Необходимо создать систему регулирования движения в историческом центре, как это давно сделано в мировых мегаполисах, так как исторически сложившиеся система улиц и площадей не может справиться с современной транспортной нагрузкой, это приводит к пробкам, дискомфорту, безопасности пешеходов, экологическим проблемам, в конце концов, потере исторического центра, как эстетического объекта.
13. От моноцентрической к полицентрической модели города.
Одна из важных задач ПСГР — последовательно добиваться чёткого перехода от моноцентрической к полицентрической системе развития города. Ориентация на центростремительное формирование городов уже не отвечает задачам перехода в постиндустриальную стадию развития российской экономики. Развитие сателлитов, самодостаточных поселений, сети поселений, создания центров делового, промышленного, досугового притяжения в существующих районах города позволит соответствовать задачам современной жизни. Таким образом, функции городских центров эффективно распределяются по экономически специализированным периферийным образованиям: научным, студенческим, торговым, финансовым, промышленным, жилым, курортным и военным подцентрам. Город, развивающийся подобно срезу ствола дерева без «пауз» и «разрывов» неизбежно в определённый момент развития не выдерживает нагрузок и резко теряет свои функциональные и средовые качества.
14. Обеспечение преемственности и человеческого масштаба и пропорций в архитектуре – залог развития в центре и новых образований.
В современной архитектуре очень часто можно наблюдать нарушение человеческих пропорций и масштаба. А ведь в архитектурной композиции решающее слово принадлежит не самим формам, а именно их масштабу, пропорциям и ритму. Петербург строился на принципах гармонии, человеческих пропорций и масштаба. Нельзя вводить революционное изменение в градостроительную композицию. Для обеспечения преемственности необходимо глубоко осмыслить историческое наследие города в области его градостроительного формирования от самых истоков, понять, в чём именно состоит его градостроительная уникальность и красота городских ансамблей, улиц и площадей, набережных, парков и скверов. Каковы исторические сложившиеся морфотипы застройки, каковы масштабные линейки, сформировавшиеся общественные городские пространства, реки и каналы, высоты и силуэты города. Для успешной деятельности необходимо строгое соблюдение этих уже сложившихся правил.
15. Концепция по развитию исторического центра города.
Развивать такой мегаполис, как Петербург невозможно без чёткой отдельной концепции развития исторического центра. Как показывает опыт многих европейских городов, которые, как и Петербург, имеют статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, наиболее эффективный способ развития исторического центра заключается в поддержании уникальной и самобытной архитектурной среды. В предотвращении проникновения чуждых и не совместимых форм и концепций. В процессе создания ПСГР необходимо достичь договорённости со всеми сторонами, участвующими в процессе развития города. Должен быть найден компромисс между властью, градозащитным сообществом, девелоперами и инвесторами, архитекторами, строителями, общественностью и жителями.
16. Использование успешного отечественного и зарубежного опыта градостроительного развития.
Сохраняя созданное на протяжении веков, нельзя забывать, что город, в том числе и историческая его центральная часть, должны развиваться, основываясь на задачах и целях современного общества. Как не нарушить равновесие, сохраняя и развивая одновременно, на этот вопрос в той или иной интерпретации ответили в разных городах мира. Есть примеры развития Стокгольма, Денвера, Ванкувера и многих других городов мира. Необходимо изучить и применить наработанный мировой опыт, а не изобретать в очередной раз велосипед.
17. Развитие промышленного пояса – большая проблема и одновременно шанс для глобального оздоровления города.
Безусловно, в Стратегическом плане развития должны прозвучать ответы на вопрос о реальном вовлечении в функционирования города территорий бывших промзон, находящихся в центре или близко от центра Петербурга. Это огромные территории, которые сейчас фактически находятся в неком полусне. Наряду с приспособлением к новым функциям старых промышленных зон города, необходима чёткая концепция развития новых, современных промышленных зон на основе полицентрической модели развития города. В этом может помочь крупнейшие проекты реконструкции существующего промышленного пояса с системой железнодорожных подъездных путей, фактически изолирующих различные части города как в радиальном , так и в лучевых направлениях, создавая немыслимые перегрузки в местах их связи. Вместо этого можно было бы запроектировать высокоэффективный скоростной парквэй с развязками, который бы связал город полукольцом, обеспечив быстрое попадание как в центральную часть, так и районы так называемых новостроек, В этой же зоне могли бы разместиться ожерелье зелёных зон, связанных в свою очередь с существующими парками , скверами , аллеями и пригородными лесопарками и высокоплотные новые бизнес зоны, зоны спорта, торговли, больших парковое накопителей. Для осуществления этого замысла, который может значительно повысить качество проживания в городе необходимо, чтобы городская власть проявила волю и инициативу, терпение и последовательность.
18. Экология и создание системы живых зелёных пространств города.
Ни для кого не секрет, что необходимо последовательно решать и улучшать экологические параметры города. Качественная городская среда обитания невозможна без достаточного обеспечения города зеленными лакунами, парками и скверами. Необходима продуманная и сбалансирована политика экологической безопасности города и создания интегрированной и взаимосвязано системы «зелёных коридоров». Когда городская эко-система способна управляемо саморазвиваться. В целом, вместо того, что бы быть потребителями природных ресурсов и загрязнителями окружающей среды, мы должны через нашу дальнейшую деятельность включиться в реставрацию природных систем. Это должно стать жёстким принципом и должно быть прописано в будущем Плане.
19. Доступная качественная жилая среда – как основной двигатель развития города.
При наращивании элитного жилищного строительства, важно понимать, что только доступное, массовое жильё является важнейшим аспектом развития города. Только увеличение процента от общего числа жителей имеющих возможность купить новое жильё, способствует быстрому общегородскому росту. При этом стандартные требования к качеству доступного жилья должны быть обязательно прописаны в ПСГР. Необходимо помнить, доступность — это не синоним потери в качестве, доступное жилье не должно в чем-то быть ущербным. Необходимо выделить в ПСГР движение в сторону развития микрорайонов, широкого выбора жилых домов разного ценового спектра. Там должна быть внедрена различная политика приобретения жилья, что сейчас в городе находится в зачаточном состоянии.
20. Роль городского правительства.
В ПСГР необходимо отметить новую роль в развитие города власти. Если в советский период эта роль избыточно доминировала, то после она была полностью в той же степени сильно отпущена. Мы и в том и другом случае можно было наблюдать крайность в подходе. Сейчас необходимо понять, что для правильного развития роль государства должна быть существенно увеличена. Для подтверждения этого тезиса достаточно рассмотреть мировые аналоги, где сильной стороной является то, что все инновационные и передовые проекты, воплощены при сильном государственном управление. А иначе они не имели бы перспективы быть реализованными.
21. Качество строительства.
В строительном секторе накоплен огромный потенциал в улучшении взаимосвязи между всеми участниками процесса. Наработанные в мире современные строительные технологии, в наши дни стали доступны и в России. Развитие новых технологий, в том числе в области строительства, в современном мире двигается семимильными шагами. Участникам строительного цикла необходимо понимать, что современный потребитель получил возможность выбирать более качественные и интересные предложения. Экологичность и энергоэффективность в строительстве становятся важными составляющими при реализации девелоперских проектов. В европейских странах эти требования давно стали нормой. Нормой новые требования к качеству строительства должны стать и для Петербурга, что необходимо отметить в ПСГР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Попытка решения вопросов городского регулирования при отсутствии Плана Стратегического Градостроительного Развития - это то же самое, что толкать телегу впереди лошади. Самое интересное, что при таком подходе проигрывают все, и общество стало сейчас это понимать. Проигрывает городская власть, лишённая стратегического плана, она вынуждена действовать на ощупь, вопросы решать не системно, а по «принципу пожарной команды». Проигрывают горожане, которые испытывают дискомфорт от некачественной среды обитания. Очень страдают сами дивелоперы, они вообще не понимают правил игры. Значительно увеличиваются риски по их проектам, нет должной координации инвестиционных и городских программ и частных инициатив. Но главное, проигрывает сам город в целом. Он лишается инвестиций, теряет средовые характеристики, уровень комфорта проживания. В результате мы проигрываем в мировой конкурентной борьбе.
©
С. В. Цыцин
Председатель комитета по архитектуре Гильдии управляющих и девелоперов
Член правления RUGBC
© 27 февраля 2012