По-настоящему элитные жилые дома в Петербурге можно пересчитать по пальцам, и это неспроста. В силу разных, в том числе и исторических причин такие объекты у нас элементарно негде строить. Самым престижным местом проживания на сегодняшний день является Каменный остров, где строительство почти не ведется. У остальных микрорайонов имеются те или иные недостатки, плохо совместимые с европейскими или, на худой конец, московскими стандартами премиум-класса. Основные претензии к историческому центру (в том числе и к «золотому треугольнику») выглядят примерно так: неблагоприятная экологическая обстановка, острый дефицит паркингов, отсутствие просторных придомовых территорий, без которых невозможно создание приватного пространства.
Не стал полноценным приютом элиты и Крестовский остров. Массовая застройка существенно подпортила его ландшафт.
В связи с явным недостатком в Петербурге места для элитного жилья подавляющее большинство строящихся домов класса люкс изначально представляют собой псевдоэлитные объекты. Однако это не единственная головная боль архитекторов. Строительство в историческом центре сопряжено с массой проблем. Помимо сложностей конструктивно-технического плана архитектору приходится решить для себя известную дилемму: построить здание в стиле «старого города» либо создать что-то новаторское, но при этом контрастирующее с окружающими историческими постройками. Проект будет обруган в любом случае.
Большинство новых элитных домов приходится вписывать в историческую застройку города. Но где же тогда проходит граница дозволенности, за которой новоявленное архитектурное сооружение становится недостойным своего окружения и попросту уничтожает неповторимую атмосферу исторического центра Петербурга? И стоит ли консервировать этот центр, превращая его в музей под открытым небом?
Сохранять ли атмосферу старого города?
«Нельзя забывать о том, что город – это не просто статическая экспозиция, а живой организм, – считает Ольга Колганова, заместитель генерального директора по маркетингу и рекламе компании «Петербургреконструкция». – Наш город отличается своей великолепной архитектурой как раз за счет того, что он строился в разные годы и в разных стилях. Однако, естественно, все должно быть органично и со вкусом. В Москве очень много мест, где маленький купеческий особнячок соседствует со сталинским домом, тут же рядом, прямо по красной линии, стоит какая-то брежневская панелька, за ней – новая гигантская многоэтажка, а рядом – небольшая церквушечка. Такого хаоса допускать, конечно, нельзя. Стилистика должна соблюдаться в любом случае».
По мнению Сергея Цыцина, руководителя «Архитектурной мастерской Цыцина», на первый взгляд в исторических частях городов не должно появляться никаких ультрасовременных зданий. Более того, любая попытка бросить вызов расположенным вокруг творениям прославленных архитекторов прошлого может быть воспринята как святотатство. Однако Сергей Цыцин уверен, что категорические запреты в этой области граничат с абсурдом. В конце концов, город – это среда обитания, в которой люди рождаются и умирают, женятся, разводятся, работают и отдыхают, а не музей с запыленными экспонатами. По музею можно ходить, любоваться скульптурами и картинами, но разве в нем можно жить? Поэтому нужно находить возможности обогащения исторической среды города, где всегда должен чувствоваться пульс времени. Когда в районе исторической за-
стройки появляются новые интересные объекты, они добавляют в уже сложившуюся картину города новые краски, повышая степень востребованности среды.
Но основная заповедь здесь, конечно, – «не навреди!».
Евгений Подгорнов, руководитель проектной студии Intercolumnium, выступает за эстетический и технический прогресс архитектурного облика исторического центра Петербурга: «Все зависит от таланта архитектора. Мировой опыт показывает, что если здание сделано гениально, то какое бы оно ни было современное – из стекла, бетона и стали – это произведение искусства, на которое можно любоваться. Да, оно выбивается из контекста, но не вызывает чувства случайности или, что еще хуже, – посредственности и нелепости. Право на существование имеет любое направление, главное, чтобы проект был реализован профессионально. При этом выдающееся произведение обязательно вызывает кривотолки: кому-то оно понравится, кто-то будет категорически против.
Я не считаю, что центр нужно консервировать. Существующая тенденция такова, что фасады будут максимально сохраняться, но внутри кварталов стопроцент-но возникнут перепланировки и другие серьезные изменения. Это просто необходимо делать, потому что в том виде, в котором сейчас существуют многие здания, одной только реконструкцией проблемы не решить. Средств на это нет, а инвесторов такие проекты мало интересуют по причине их нерентабельности. Кроме того, старая внутренняя структура кварталов исторического центра не в состоянии обеспечить элементарного комфортного проживания – инсоляции нет, паркинги отсутствуют и т. д. О соответствии стандартам элитного жилья здесь и вовсе говорить не приходится».
Вместе с тем Петербург – не первая столица, которая ломает копья в вопросе сосуществования архитектуры разных эпох. Достойным примером для подражания может стать Париж: в центре этого города деятельность застройщиков регламентируется жесточайшими охранными требованиями (у нас они зачастую только декларируются). Сегодня уже в принципе невозможно, чтобы в центре Парижа появилось какое-то несуразное сооружение. В то же время в городе существует знаменитый современный район Дефанс. В Нью-Йорке реализован другой подход: по фасаду идут исторические здания, а внутри дворовой территории располагаются объекты новой архитектуры.
Человек, знакомый с историей архитектуры даже на самом общем уровне, более-менее способен причислить петербургские жилые здания предыдущих эпох к какому-то одному стилю – барокко, классицизму, модерну, конструктивизму… Однако с классификацией современного жилья дело обстоит намного сложнее. Сейчас редкое здание можно впрямую отнести к одному направлению, архитекторы смешивают различные стили.
«Нужно понимать, что в любом доме есть две составляющие: одна – от современности, другая – от вечности, – рассказывает Сергей Цыцин. – Каждый новый дом должен удачно вписаться в окружающую среду. И тот, кто сегодня проектирует, исходя из чего-то одного, почти наверняка проиграет. Предположим, что в моду снова вошли мини-юбки. Все девушки наденут их, а завтра, когда эта мода уйдет в прошлое, сменят на какой-то другой фасон. Но архитектор не сможет последовать их примеру! Если он сегодня построит ультрамодный дом в мини-юбке, через 10 лет над этим проектом в лучшем случае будут смеяться. Что мы и видим на примере некоторых объектов, построенных в середине 1990-х годов. И в выигрыше остается тот, кто не слепо копирует стилистические элементы какой-то эпохи или стремится быть самым модным, а достигает гармонии в поиске новых решений».
Несмотря на широкие возможности реализации смешанных стилистических решений (а значит возможности создать совершенно уникальные здания), лишь немногие современные элитные дома могут похвастаться ярко выраженной индивидуальностью. «К сожалению, сейчас в городе многие объекты жилья класса люкс похожи друг на друга – считает Ольга Колганова. – Смотришь на какое-нибудь здание и думаешь: “Ага, вот эти архитектурные приемы я видела в одном доме, эти – в другом, а эти – в третьем”. Для элитного домостроения такое массовое заимствование недопустимо».
Оценивая внешний облик здания, специалисты всегда подчеркивают, что объемно-планировочные решения элитных жилых домов – это всего лишь один из факторов, определяющих принадлежность объекта к выбранному классу престижности. Архитектурное решение жилого дома премиум-класса нельзя считать удачным, если не соблюдена масса других условий, например, если здание не обеспечено значительной прилегающей территорией.
«Если честно, на сегодняшний день я не могу назвать полноценных элитных домов в Петербурге за исключением ряда объектов на Каменном острове и еще пары-тройки зданий, – признается Евгений Подгорнов. – Вся остальная “элита” – это дома повышенной комфортности. Они выполнены на высоком уровне, но не обеспечивают определенной ограниченности придомового пространства, ограниченности контингента жильцов».
Среди интересных объектов эксперты называют «Пятый элемент» (архитектурная мастерская Евгения Герасимова, застройщик – корпорация «Строймонтаж»). Здание, расположенное среди парка, выразительно и оригинально вписано в окружающую обстановку. Дополнительную кулуарность ему придает закрытый атриум.
«Три последних объекта, построенных на Каменном острове, пожалуй, все можно назвать удачными – к застройщикам там были предъявлены очень высокие требования, – полагает Ольга Колганова. – Здания получились малоэтажные, распластанные и хорошо вписались в окружающую среду. Мне также нравится угловой дом на Тверской улице (застройщик – Richness Realty), и дом на Васильевском острове с большим внутренним двором (“Архитектурная мастерская Цыцина”, застройщик – компания “Ронис”). Последний объект относится к классу повышенной комфортности, однако там прекрасно реализована идея закрытости, кулуарности. Не фасадности, а настоящего тепла и уюта, которого недостает многим современным элитным домам. Из наших объектов мне очень нравится “Фаворит” на Крестовском. Дома получились визуально красивыми, кроме того, нам удалось сохранить большую прилегающую территорию при малом количестве квартир».
Называя безусловно элитные объекты недвижимости, специалисты рознятся во мнениях, но ясно одно – таких домов в Петербурге очень мало.
Новое лицо элитного жилья
Планировки жилых помещений сами по себе довольно консервативны. В квартире человеку необходимо есть, спать, отдыхать и удовлетворять другие насущные потребности, которые накладывают определенные ограничения на жилую среду. Поэтому внутреннему пространству современных элитных квартир свойственны достаточно сдержанные формы. От комфорткласса такое жилье отличается более просторными планировками, значительной высотой потолков (от 3,3 м), большим количеством санузлов и, возможно, – наличием камина. Особые изыски появляются, когда имеет место богатая пластика фасадных форм – вот тогда возникают нестандартные внутренние углы, полукруги, эркеры.
Многие элитные жилые дома последних лет украшают вентилируемые фасады. Эта конструкция состоит из облицовочного материала (например, керамогранитовых плит), теплоизоляции и металлической подоблицовочной конструкции, которая крепится таким образом, чтобы между навесным фасадом и теплоизоляцией оставался воздушный вентиляционный зазор. Помимо практической пользы (обеспечение благоприятного температурного режима в здании, длительный срок эксплуатации фасада и т. д.) система вентилируемых фасадов позволяет использовать отделочные материалы высокого художественного уровня с широкой цветовой гаммой, что открывает большие возможности для реализации декоративных решений. Однако все достоинства вентилируемых фасадов проявляются в полной мере лишь при условии высококачественного монтажа.
Внешний вид элитных жилых домов за последнее десятилетие значительно изменился и благодаря использованию панорамного остекления. Эта технология позволила максимально раскрыть видовые характеристики квартир и визуально трансформировать внутреннее жилое пространство. «Мода на сплошное остекление пришла к нам с юга, а мы с вами на севере живем, – замечает Ольга Колганова. – Климат у нас неблагоприятный – с ветром, дождями, наводнениями и сильными морозами. Безусловно, существуют материалы и технологии, позволяющие осуществлять качественное панорамное остекление и в условиях сурового петербургского климата, но по опыту общения с клиентами могу сказать следующее: поначалу народ проявлял большой интерес к значительным площадям остекления – чтобы было буквально от пола до потолка. Но постепенно запросы жильцов становятся скромнее, и выбор все чаще делается в пользу традиционных, удобных для жизни решений».
Панорамное остекление дарит великолепный вид, но при этом имеет ряд сложностей при эксплуатации. Во-первых, его надо регулярно мыть, а на сегодняшний день в Петербурге не придумано универсальных систем обслуживания фасадов со сплошным остеклением. Эксплуатационные службы действуют по старинке – нанимают альпинистов.
Виды на будущее
Новые элитные жилые дома в Петербурге постигла та же участь, что и остальное современное жилье города. Ажиотажная застройка носит сумбурный характер, застройщики стараются максимально «выжать» свои участки. Архитекторы в данном случае оказываются связанными по рукам и ногам требованиями заказчика, и эти требования зачастую идут вразрез с понятием элитного жилья как такового: этажность строений завышается, оформление фасадов упрощается…
«Оживление, которое сейчас существует в городе в плане инвестирования новых проектов элитного жилья, имеет свои негативные стороны, но при этом сопряжено с появлением более значительных, интересных проектов, – отмечает Евгений Подгорнов. – Есть и другая положительная тенденция: заказчики становятся более адекватными. В отличие от представителей первой волны, многие из них уже имеют соответствующее образование, много ездили по миру, у них сформировался собственный хороший вкус. Строительство в центре города – это слишком большая ответственность, здесь уместны лишь обоснованные амбиции».
Николай ДМИТРИЕВ