- Сейчас становится модным заниматься созданием всевозможных концепций развития города. И этим занимаются не только профессионалы.
А как профессиональная среда рассматривает будущее нашего города?
Генеральный план города, который был принят со сроком на пять лет, является градостроительным нонсенсом. Смысл документа, который называется «Генплан города», стратегическое развитие города. Для такой инертной структуры, как многомиллионный город, 5 лет – это так же как для человека секунда. Документ, принятый на такой короткий срок просто не характеризует и не выполняет той функции, которую должен выполнять Генплан города. Это план стратегического развития города, заметные изменения в городе при определенной, весьма четкой политике, могут происходить лишь за 15-30 лет. И соответственно Генплан города должен иметь совсем другие горизонты планирования.
В целом если в городе нет стратегического планирования, то выходит, что мы двигаемся с закрытыми глазами, мы плывем по течению. Такое положение дел не допустимо в принципе, а в таком городе, как Петербург, просто преступно. Именно отсутствие серьезного стратегического планирования, способствует развитию стихийных процессов в городе, в том числе бизнес процессов, социальных процессов, транспортно-логистических процессов. Все эти важные аспекты, если ими не управлять, они могут превратиться в большие препятствия и сложности, факторы, которые отрицательно влиять на качество городской среды.
- Как можно в целом оценивать развитие мегаполиса?
Существует несколько параметров, по которым можно оценивать градостроительное развитие, и разные плоскости оценок этого развития. Для того, что бы создать правильную систему приоритетов и ценностей в развитие города, среди того множества факторов влияющих на нашу жизнь, надо выделить что-то доминантное. С моей точки зрения, таким доминантным принципом, вокруг которого можно нанизывать другие показатели, для Петербурга может быть задача стать «глобальным городом». Дело в том, что последнее столетие главным объектом соревнования являет человек. В связи с большей мобильностью и интеграционными процессами, которые происходят в мире, сейчас любой человек при желании может проживать в различных мегаполисах и он имеет возможность выбора. Выбор он свой определяет на основании возможности карьерной реализации, комфортной среды обитания для себя и своей семьи, экологии города, общекультурных и образовательных возможностей. Кроме этих важных для человека с высоким потенциалом показателей, есть еще одно необходимое для такой категории граждан качество в городе – это эмоциональная совместимость с местом обитания – город должен быть любим. И при условии наличия этих и многих других факторов люди с высоким потенциалом притягиваются в город, то и тогда город развивается, он становится интерес все большему и большему числу жителей и возникает процесс нарастания потенциала. Значит, нам надо стремиться к созданию таких параметров, когда действительно в городе хотелось бы жить, когда город стал бы притяжением для людей не только из других областей страны, но и для иностранцев.
- Возможно, ли нам в обозримом будущем стать так называемым «глобальным городом?
Стать «глобальным городом» Петербургу не так просто. По всем количественным параметрам Петербург уже должен был стать «глобальным городом», но на деле мы не стали даже «глобальным городом» так называемого второго уровня. Для примера, Лондон, Нью-Йорк, Париж – это все «глобальные города» первого уровня. А есть другие города, которые входят в глобальные транспортные коридоры и являются «глобальными городами» второго уровня – это Стокгольм, Прага, Хельсинки и т.д. Петербург в этот список, к сожалению, не входит. И сейчас наша задача, как минимум войти в этот список.
Что, как мне кажется, для этого нужно? Первое, нам необходимо проанализировать какие у нас есть потенциалы, и какие у нас имеются проблемы, которые необходимо постепенно устранять. Нам необходимо создать из города настоящий международный транспортный узел (хаб) с тем, что бы город вошел в систему международных транспортных коридоров.
- Реконструируемый аэропорт «Пулково» сможет помочь в решении этой проблемы?
Да, безусловно, но начинать заниматься реконструкцией аэропорта, надо было еще 20 лет назад. Однако, как говорят, нет худа без добра. То, что мы занялись аэропортом только сейчас, позволит нам воспользоваться тем огромным опытом, который был наработан в мире. Ведь именно последние 20 лет в мире происходят глобальные изменения, связанные с потребностью в быстрой коммуникации, в транспортной доступности мировых деловых центров и т.д. То есть, те проблемы, которые надо нам решать в Петербурге сейчас, остро актуализировались именно за последние 20 лет. И сейчас важно полно и грамотно использовать тот мировой опыт в решении этих проблем, который наработан за последние годы. А ведь нынешняя ситуация очень похожа на ту, которая была в начале 18 века, когда Петр только создавал Петербург. Ведь новая столица России строилась на основании накопленного к тому времени европейского опыта.
- За годы постсоветского развития удалось ли нам перенять что-то положительное из мирового опыта?
В начале перестройки, когда мы начали реформировать экономическую и политическую систему страны, многие были уверены, что процесс свободного рынка может самостоятельно без вмешательства государства отрегулировать систему. Любопытно, что некоторые политические и общественные деятели по-прежнему верят в это. А на самом деле, тот неуправляемый процесс, который был на основании этой концепции запущен, привел, например, градообразующую систему в полнейший хаос. Когда нет глобальной концепции стратегического развития города, когда все отдано на откуп неуправляемым процессам, то не принимаются законы, нормативные акты и положения для инвесторов. В такой ситуации нет деления города на функциональные зоны, бизнес не понимает, что необходимо городу, и по собственному разумению без должного законодательного ограничения, руководствуясь только принципом «заработай здесь и сейчас», начинает стихийно застраивать городское пространство. А вот если направлять энергию девелоперов, консолидируя общественные интересы с интересами частного бизнеса, то мы получаем поступательное развитие города без резких протестных выступлений и роста недовольства. Когда нет систем ограничения приоритетов и нет принципов стратегического развития, то инвестор ищет просто самое выгодное предложение, в такой ситуации, то, что не запрещено, то разрешено. Начинается уплотнительная застройка, строительство в зонах без должной инфраструктуры, инвестор построил и ушел, его не интересует, что будет с объектом через, скажем 10 лет, он не несет никакой ответственности перед жителями. Сегодня мы испытываем серьезные транспортные трудности. Город задыхается от пробок, развитие транспортной инфраструктуры явно не поспевает за ростом количество автомобилей в городе. В целом это проблема имеет прямую связь с неуправляемым развитием города за последние годы. Именно из-за не продуманного строительства в жилых зонах и в центре города мы получили отсутствие парковок, пробки, и как следствие ухудшающуюся из года в год экологическую ситуацию. В конечном счете, это приведет к полной невозможности жизни в городе. Будут образовываться транспортные «изоляты», где все движение будет полностью вставать в моменты пиковых нагрузок. То есть отдельные части города потеряют между собой транспортную связь.
- Судя по всему, исходя из вышеперечисленного Вами, сейчас просто жизненно необходимо создать глобальную программу развития города?!
В создании программы стратегического развития города не могут участвовать только чиновник, архитекторы и градостроители. Здесь необходимы, понятно и экономисты, и футурологи, и социологи, специалисты по сохранению исторического и культурного наследия. В разработке должны принять участие инженеры, транспортники. Должна быть рабочая команда, которая создаст изначальную программу. В неё должны войти очень четкие концепции развития транспортной инфраструктуры города. Внутри города необходимо создавать внутренние транспортные узлы (хабы) для общественного транспорта, где будут осуществляться пересадки пассажиров и перенаправление людских потоков из разных частей города. Такая структура значительно оптимизирует движение граждан по городу и примеров такой оптимизации сейчас в мире много. Кроме этого необходим всесторонний пересмотр наших нормативов проектирования. Если мы продолжим развивать на периферии так называемые спальные районы, то ежесуточная внутренняя транспортная миграция будет увеличиваться катастрофическими темпами, приближая нас к транспортному коллапсу. В этой ситуации нам необходимо понять, насколько количественно необходимо развивать город. И если мы его развиваем, а мы должны его развивать, то необходимо уходить от устаревшей советской концепции «спальных районов» к созданию самодостаточных многофункциональных жилых зон (Mixed Use). Люди, живущие в таких районах должны иметь внутри зоны, достаточно мест приложения труда, иметь возможность для полноценного отдыха и быть обеспеченны всем необходимым. В таком случае исчезнет необходимость людям покидать свой район, существенно сократиться внутригородская суточная миграция, уменьшится нагрузка на транспорт и другую инфраструктуру, удастся оптимизировать жизнь людей, вы просто не будете тратить на дорогу к работе и обратно по три часа своей жизни ежедневно.
- Как Вам видится развитие исторического центра Петербурга?
Город такого размера и потенциала, как Петербург не должен быть с одним центральным ядром. Также мы не должны забывать, что нам необходимо развивать уже исторически сложившийся город, мы не строим его заново. То, что нам оставили предки, мы должны использовать как конкурентные преимущества. Это самое ценное, что у нас есть и это надо рьяно охранять от разрушения. Любая строительная деятельность в рамках реконструкции и приспособления в центре города должна быть жестко регламентирована и кроме гарантий сохранности исторических построек девелоперы должны обременяться, например, задачами озеленения, благоустройства и т.д.
Конечно, нам надо развивать город как туристический центр. То, что мы имеем такой привлекательный для туристов центр и почти не развивали туристическую инфраструктуру, огромное упущение. Кроме этого, транспортные проблемы, в том числе в центре города отрицательно сказываются и на туристической привлекательности. В большинстве исторических городов мира давно уже поняли, что историческая оболочка не способна вместить в себя все современные потребности общества. Поэтому многие функции из центра выводят, оставляя здесь только рекреационную составляющую, объекты жилья и культуры. Во многих исторических городах мира давно ограничен въезд личного транспорта в центр города. Альтернативы этим действиям просто нет.
Нам казалось, что любая инвестиция в города – уже хорошо. Мы слишком долго ждали вложений в наш город. И когда крупный бизнес к нам пришел, мы были к этому не готовы. Была не создана система взаимоотношений общества, города, бизнеса. Но инвестиция хороша только тогда, когда она призвана не только приносить прибыль инвестору, но и удовлетворить потребность общества, соответствовать его интересам. И сейчас необходимо резко ограничить инвестиции, которые не соответствуют общественным интересам. Только тогда частные инвесторы, пришедшие в Петербург, будут искать приложения своим деньгам, которые совпадают со стратегическими интересами города. Но город при этом должен громко и членораздельно сказать, чего он хочет!
- Кто должен стать этим городским голосом: власть, гражданское общество, профессиональные сообщества?
Исполнительная власть по определению не должна быть источником творческих идей и программ. Власть должна претворять в жизнь эти идеи и программы. А вот идеи градостроительного развития должны аккумулироваться, например, специальным советом по стратегическому градостроительному развитию. И в этот совет должны войти представители всех общественных и профессиональных сообществ заинтересованных в поступательном и цивилизованном развитии Петербурга. Также в Совет конечно должны войти люди, не имеющие отношения к архитектуре и градостроительство, но в силу свого незаурядного таланта имеющие широкие интеллектуальные горизонты. В области создания приоритетов, в области создания неких табу они могли бы сильно помочь городу. Сюда же должны войти и девелоперы, несмотря на их коммерческую заинтересованность, их профессиональный опыт может стать полезным для работы совета.
Этот Совет и должен создать План Стратегического развития города. Далее уже исполнительная власть будет работать с этим Планом, накладывая его на существующие нормативы, создавать на его основе нормативно-правовую базу. И все действия должны быть абсолютно прозрачными, ведь непонимания внутренних процессов во власти и отпугивает институциональных инвесторов от вкладывания денег. Совет должен, в том числе осуществлять мониторинг исполнения плана, корректировку каких-то позиций, уточнение. Осуществлять связь между обществом, властью, градостроительными структурами по вопросам развития города. Сейчас эта связь разорвана и не осуществляется в должном объеме.
И важно отметить, что сейчас мы дошли до такого состояния, когда в необходимости серьезного стратегического развития города уверены все заинтересованные стороны – власть, архитектурное сообщество, строительное, научное, градозащитное, инвесторы и простые граждане. Мы должны уходить от разделения интересов на три вектора – интересы города, интересы жителей и интересы инвесторов. В стратегическом срезе все эти интересы совпадают и это надо внедрять в сознание разных общественных групп.