В портфеле архитектурной мастерской «АМЦ-ПРОЕКТ» на сегодняшний день уже несколько удачных проектов храмов в разных уголках страны. Как уверен руководитель архитектурного бюро Сергей Цыцин, сейчас восстанавливаются прерванные традиции в строительстве храмов.
Сергей Цыцин - основатель и руководитель архитектурной мастерской «АМЦ-ПРОЕКТ».
Сергей Викторович, строительный бизнес, любая компания, которая сегодня планирует крупную застройку, задумывается над проектированием и культовых сооружения на этой территории. С какими проблемами сталкивается современные архитектор, когда он приступает к проектированию храма?
Церковное строительство в России было резко прекращено после событий 1917 года, и линия развития архитектурной практики строительства храмов у нас в стране была пресечена на долгие десятилетия. Если мы взглянем на эволюцию архитектурной мысли в строительстве храмов до событий начала 20 века, то мы увидим не застывшие формы и стили, а увидим интенсивное творческое развитие. В начале прошлого века особенно популярными были неорусский стиль, архитектурный историзм, модерн. Развитие этих стилей в нашей стране приостановилось. Архитекторы современности, приступившие к проектированию храмов в наши дни, пытаются восстановить прерванную связь времён. Но им, конечно, тяжело: они во многом не могут опираться на традиции, которые передаются от мастера к ученику. Но если взглянуть на удачные современные проекты храмов, то можно уверенно сказать, что нынешним зодчим удаётся продолжать творческий поиск с учётом исторических отсылок и современного требования к архитектуре.
Оставляя сам смысл храма неизменным, архитекторам удается гармонично внедрять в проекты современные материалы, технологии, стилевые пристрастия.
За последнее время в России построено много храмов. Есть действительно интересные проекты. Они связаны и с творческим поиском, и с глубоким пониманием предназначения объекта и современного мира. Есть, конечно, новые храмы, которые являются не более чем упрощенными копиями прошлых стилей. Это конечно очень плохо, тут наблюдаются архитектурные потери. Но нельзя утверждать, что архитектурное упрощение это стало нормой в храмовом строительстве.
Сейчас очень часто в процесс вмешивается финансовый вопрос…
Да, когда у строителей не хватает денег, им приходится упрощать проект. А тут не всегда хватает чувства стиля и вкуса и получаются объекты усеченные. Ведь надо помнить, что можно сделать просто, но при этом благородно.
Когда вы приступаете к проектированию храма, на что вы опираетесь? Какие задачи перед собой ставите?
Тут, конечно, много факторов. Первое, что нужно помнить, то что вы проектируете Храм, а не утилитарное здание. В любом случае, проект должен быть таким, что его ни с чем типологически не спутаешь. Второе, что нужно учитывать, это особенности места, где будет возведен объект. Архитектурный проект должен включать в себя понимание особенностей климата, ландшафта, локальных традиции, материала и т. д. Место само по себе провоцирует на принятие определенных решений. Третье – это, конечно, техническое задание, которое диктует свои правила. Одно дело проектировать храм, где должны разместиться пять тысяч прихожан, и другое дело создать камерную церковь в небольшом поселке. И конечно, когда мы проектируем, мы пытаемся использовать всю историческую палитру стилей, которая дошла до нас в храмовом строительстве.
Храм-Памятник в честь Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской -
- архитектурный проект бюро «АМЦ-ПРОЕКТ»
Например, если посмотреть на наш проект храма в Севастополе (Храм-Памятник в честь Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской), то там существенным моментом для меня и нашего архитектурного бюро был местный Инкерманский камень — природный камень белого цвета, ещё его называют белый камень, мшанковый известняк из Инкермана на окраине Севастополя. Он очень легко обрабатывается и еще с античного времени широко использовавшийся для строительства. Когда мы приступали к проектированию этого храма, то я специально встречался с историками и специалистами в области церковной архитектуры, чтобы понять, как они видят новый храм в этом месте. Многие из этих людей говорили, что, наверное, это должен быть проект в византийском стиле, потому что для Крыма это исторически оправдано. Но мне показалось, что для этого места и для сегодняшних исторических реалий неорусский стиль будет более уместен. А этот стиль очень интересный. К сожалению, как уже было сказано, прервалось его развитие, но он содержит в себе элементы созвучные и нашему времени тоже. И сегодня мы можем продолжить развивать оборванную когда-то линию, с учётом современных технологических, инженерных возможностей.
А если говорить о проектах, созданных для Петербурга…
Да, что еще мне кажется существенным для качественного храмового строительства и что отличает объект в Севастополе и еще один проект мастерской уже в Петербурге - Храм святого великомученика Димитрия Солунского, — это не просто храмы, но это полноценные многофункциональные комплексы. В Севастополе при храме будет музей, который посвящен малоизвестным фактам гражданской войны и Первой мировой, также там будет приходская школа. А в храме Дмитрия Солунского в Петербурге будет социальный центр и воскресная школа. Цокольный этаж, на котором возвышается сам храм, покоится на весьма крупном стилобате, который занимает 70% от площади храма и там разместится социальный центр. Социальный центр с храмом святого великомученика Димитрия Солунского посвящен памяти жертвам терроризма и, в частности, 224 жертвам террористического акта на борту рейса 9268 в небе над Синайским полуостровом в октябре 2015 года.
Социальный центр с храмом святого великомученика Димитрия Солунского - архитектурный проект бюро «АМЦ-ПРОЕКТ»
В процессе проектирования храмов, насколько сильно осуществляется контроль со стороны заказчика - РПЦ?
Сейчас на уровне епархии есть архитектор, совет церковного строительства, который рассматривает проекты. Теперь каждый храм будет проходить и градсовет и совет церковного строительства при епархиальном архитекторе. Раньше было достаточно благословения архиепископа или митрополита, теперь введен такой порядок и это очень полезно для храмового строительства.
Недавно Епархиальный архитектор Санкт-Петербургской Митрополии РПЦ Дмитрий Борунов отметил, что в существующем виде принятые в городе Правила Землепользования и Застройки (ПЗЗ) мешают восстанавливать исторические церкви и строить новые. Как вы к этому относитесь?
Это правильно, я согласен с Дмитрием Боруновым! До 1832 года в Петербурге издавались отдельные указы, регулировавшие строительный процесс, которые в 1832 г. были собраны в «Устав строительный». В 1857 году этот устав переиздается, в него вводятся дополнения и уточнения. В частности, появляется первое ограничение высоты зданий – 11 саженей, 23,47 метра – не выше последнего карниза Зимнего дворца. Но в этом уставе было сделано исключение для культовых сооружений. А в нынешнем виде в ПЗЗ мы имеем систему вертикального ограничения, где ничего не сказано про строительство храмов. Вот, например, в районе «Балтийской Жемчужины» построены жилые «тумбочки» высотой 70 метров, а территория, где планируется построить храм ограничивается 40 метрами… Это нормально?! Градостроительные принципы, которые были заложены при строительстве Петербурга, сейчас совсем не учтены в новых правилах землепользования и застройки. Храм должен быть объектом, который формирует градостроительное пространство, является доминантой, наряду с интересными общественными зданиями. Эти объекты должны создавать вокруг себя среду и быть центрами притяжения. Тогда логично было бы предположить, что для таких построек и высота не должна ограничиваться, но в ПЗЗ все идет под одну гребёнку.
Когда мы проектировали Храм-Памятник в честь Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, пришлось в ущерб гармонии ограничивать высоту строения на полтора метра. Все из-за формальных требований в этом месте по высоте. Дом, храм - проект любого здания не должен здесь превышать определенных величин.
Сейчас девелоперы осваивают огромные территории, создают и реализуют проекты застройки целых районов. И в таких проектах очень важно отдавать храмам и территориям вокруг них центральную роль. Храм должен стать градообразующим элементом – доминантой. Это, в конечно счете, положительно скажется на архитектуре всего застраиваемого района и на его популярности у будущих жильцов.