Н.Костицина: 14 часов 35 минут. У микрофона Наталья Костицина. Здравствуйте! Вы обратили внимание, уважаемые слушатели, что время от времени в программу "730 шагов" приглашаются архитекторы, поскольку от кого - от кого, от архитекторов зависит , в каком городе мы будем жить. И сегодня у нас в студии генеральный директор и главный архитектор архитектурной мастерской Цыцина Сергей Цыцин. Здравствуйте, Сергей!
С.Цыцин: Здравствуйте!
Н.Костицина: Очень долго мы говорили как, по имени, по отчеству, все-таки решили по имени, Сергей. Прежде чем перейти уже непосредственно и к вашему видению, а оно мне представляется довольно любопытным, совершенно неожиданно я узнала, что вы только что вернулись из Москвы с выставки, это главный архитектурный фестиваль, международный архитектурный фестиваль, выставка зодчества, самый крупный у нас в области архитектуры и строительства. Так что давайте начнем непосредственно с этого. Знаете что, меня немножечко поразил девиз этого архитектурного фестиваля, поскольку он проходил под девизом "Не к новому, не к старому, а к нужному". То есть, получается, на повестке дня нужная архитектура?
С.Цыцин: Ничего плохого в том, чтобы архитектура была нужная, наверное, нет. Единственное, что, мне кажется, немножко тяжеловесной такой наименование фестиваля, но по сути, наверное, это правильно. Задача не то, чтобы архитектору только самовыразиться и так далее, а, в общем-то, должно быть все очень взвешенно и сбалансировано. И экономика, и стильность, и функция и так далее.
Н.Костицина: Давайте, раз уж начали о нужности говорить, нужным для людей? Поскольку, если обратить внимание на то, как сейчас развивается архитектура на Западе, возьмем старую Европу, то, в общем, там для людей строится. И все продумывается, чтобы людям было комфортно жить, чего не скажешь, к сожалению, о нас.
С.Цыцин: Может быть, в первые года после перестройки этот процесс не совсем себя изжил, но действительно, может быть, ставилась исключительно задача чисто монетаристская, больше метров, больше прибыли и так далее, но мне кажется, что коррекция 2008-го года, которая произошла, когда остановилось, наверное, большинство объектов, и сейчас медленно, очень осторожно , слава богу, пошли процессы. Сейчас для того, чтобы и бизнесмен что-то заработал, он обязательно должен сделать нужное для людей. Не сделает нужное, никто у него ничего не купит.
Н.Костицина: То есть вот так вот .
С.Цыцин: В общем-то, да.
Н.Костицина: Ясно, любопытное такое наблюдение. На выставке этой зодчества что вас удивило? Что поразило? Или вы ехали, вы ожидали увидеть именно это? Это то направление архитектуры, в котором развиваются все города в России, а именно, к сожалению, отдача приоритета всяческому высотному строительству и плюс еще наличие стекла в этом высотном строительстве.
С.Цыцин: Да, но вы сразу несколько вопросов задали. Выставка традиционная. Там были представлены регионы, в том числе Санкт-Петербург, кстати, Санкт-Петербург получил серебряное место среди регионов России. Это все-таки хорошее подтверждение.
Н.Костицина: Кто получил?
С.Цыцин: Петербург.
Н.Костицина: Именно Петербург.
С.Цыцин: Да. Выставка, наверное, была в целом несколько послабее, несколько не такая богатая, как она была несколько лет тому назад, когда был такой бум, но, тем не менее, надо сказать, что появляются какие-то новые нотки, вещи становятся более практичными , бъекты становятся более практичными, более взвешенными, и все-таки движение вперед идет. Мне, например, очень понравился доклад Сергея Чобана о венецианской биеннале, очень, по-моему, удачный проект, очень талантливый, просто искренне рад за него, что так получилось интересно.
Н.Костицина: Это там на биеннале, по-моему, был представлен один из проектов, сейчас не помню, из какого города, из завода сделано такое пространство , чуть ли не напоминающее , не чуть ли, а напоминающее Венецию.
С.Цыцин: Да, именно тогда.
Н.Костицина: Напоминаю, что у нас архитектор Сергей Цыцин, 20 лет уже вашей архитектурной мастерской, если не больше.
С.Цыцин: 22.
Н.Костицина: 22. Строите и в историческом центре. Естественно, меня волнуют и ваши взгляды, и ваше отношение на то, как строить в историческом центре. А может быть и не строить в историческом центре? Что вы думаете? Я имею в виду Петербург.
С.Цыцин: Нет, жизнь замереть не может. Конечно, общество живет и развивается, и процессы какие-то идут, и новые потребности и так далее. Вопрос только - сколько строить и как строить. И в этом плане Петербург, слава богу, как-то не так был испорчен, как это было, к сожалению, случилось с Москвой, это такое положительное явление. Но в принципе ведь мы знаем, есть несколько направлений, есть направление, которое, направление города Берлина, есть направление, которое в Париже, есть направление Лондона, это можно сказать и достаточно удачные направления, но разные. Наверное, мы должны быть ближе к Берлину и к Парижу, чем к Лондону.
Н.Костицина: К Берлину?
С.Цыцин: По градостроительной политики с точки зрения центра. Но быстрей к Парижу.
Н.Костицина: Да? Тогда объясните как?
С.Цыцин: То , что существует в городе система высотной регламентации и так далее, это очень правильно, потому что мы не должны нарушить эту градостроительную целостность, уникальность градостроительного нашего наследия, которое действительно является нашим огромнейшим потенциалом. Мы можем только усилить эти качества, но ни в коем случае их не терять в угоду каким-то отдельно взятым корыстным интересам отдельного инвестора. Человек хочет построить что-то более высокое, он аргументирует, говорит, что у меня из окон здесь все будет видно. У него будет видно из окон, и он будет виден из окон. Практически ценой того, что он создает какие-то квартиры с супервидами, он фактически резко понижает качество среды.
Н.Костицина: Скажите, вы упомянули, что усилить то самое ценное, что у нас есть в историческом центре. А как усилить?
С.Цыцин: А усилить можно следующий образом: надо как-то чувствовать город, надо чувствовать его алгоритмы, и то, что новое, очень аккуратно, очень осторожно и с точки зрения стилистики, и с точки зрения типологии строительства внедряется, оно должно как бы подхватывать эти алгоритмы. Может быть, в каких-то исключительных случаях создавать какие-то дополнительные зоны активности и какие-то градостроительные узлы, но именно удачные градостроительные узлы, которые подхватывают принцип развития города. Я считаю, что удачными примерами можно назвать практику в период начала 20 века модерна. Модерн внедрялся в город, и в принципе это тоже были новые здания, но они только усилили качество среды, и мы сейчас ходим по городу и любуемся целым рядом объектов.
Н.Костицина: Да, но, к сожалению, многие здания модерна тоже попадают и под снос непосредственно в историческом городе. То, что внесло, в свою очередь внесло красоту и подчеркнуло красоту Петербурга.
С.Цыцин: Да.
Н.Костицина: Скажите, пожалуйста, Сергей, а вы чувствуете город? Как вы чувствуете город? Я понимаю, что вы чувствуете. Как вы чувствуете город?
С.Цыцин: Я считаю, что наш город - это уникальное образование. Дело в том, что сейчас вопросы города надо еще рассматривать с точки зрения вообще, города мира все исторические, в которых активная деятельность идет, идет совершенно жесткая и серьезная конкуренция за качество проживающих людей. Я города борются за этот человеческий потенциал. Но если они борются за это, значит они максимально создают условия, максимально создают благоприятную среду для проживания людей, максимально развивают инфраструктуру, решают транспортные проблемы, экологию, без этого нельзя быть в рамках этой мировой конкуренции, нельзя бороться за то, чтобы Петербург был город мира. Потенциально у Петербурга есть все: есть история, есть уже совершенно уникальная вот эта построенная градостроительная ситуация, и сейчас задача сделать... такие действия принимать, и не только архитекторам, потому что, кстати, архитекторы тоже не могут влиять на все процессы. Архитекторов выбирают, им заказывают работу, им задают какие-то параметры, другое дело, что архитектор может отказаться от каких-то необоснованных требований.
Н.Костицина: А вы отказывались?
С.Цыцин: Отказывался. Были такие случаи.
Н.Костицина: Отказывались почему?
С.Цыцин: В силу того, что я считал, что те требования, которые заказчик предъявляет к какому-то пятну, они нецелесообразны с точки зрения города и не являются правильным решением в принципе.
Н.Костицина: А бывает так, что приходилось убеждать заказчика и перетаскивать его на свою сторону?
С.Цыцин: Очень часто, это... в принципе это диалог. Вообще профессиональный девелопер у нас еще образуется, это целое...на самом деле очень серьезная профессия, которой нигде не учат. Это люди, которые постепенно набирают этот опыт, но уровень растет, безусловно, год от года, но это еще формируемое такое направление. Девелопер должен очень быть компетентным во многих вопросах, не только в финансах, но и в технических, и в инженерных, и в градостроительных, конечно, стратегом быть и так далее.
Н.Костицина: Я вспоминаю, несколько лет назад очень много говорили , и мы говорили, говорили мои коллеги из средств массовой информации о Театральном проекте, который сейчас застопорился, но все тогда обратили внимание , что, по-моему, если мне память не изменяет, впервые должно было быть там при осуществлении этого Театрального квартала шесть этажей под землей. Естественно, тогда везде спорили о том, что возможно подземное строительство, невозможно подземное строительство, и вы как автор проект говорили, что это возможно в Петербурге, несмотря на грунты, и если использовать ту или иную методику. Не отказались от такого взгляда на жизнь, что все-таки поземное строительство, оно может быть в Петербурге? И второй вопрос - необходимо ли оно Петербургу? Судя по всему, необходимо, по тому, какие пробки у нас.
С.Цыцин: Дело в том, что мы можем развиваться либо вверх, либо вниз. Да, если мы развиваемся вверх, мы автоматически и сразу нарушаем как раз эту целостность и ценность городской среды. У нас есть вопросы, очень серьезные вопросы, связанные с транспортом. Это, конечно, не только вопрос архитекторов, это необходима вообще общая концепция по транспорту. Мы прекрасно знаем, что в Лондоне только за проезд в центре города 8 фунтов берется, это автоматически считывается информация видеонаблюдением. Города как бы реагируют на эти вызовы, транспортные вызовы. Вообще транспортный вызов, он настолько велик. Сейчас ведь действительно мы подчас по тротуару не можем пройти, потому что на тротуарах стоят машины. Вдоль дорог тоже стоят машины, и только пешеходы могут ручейком проходить мимо машин, бывают пробки в центре, где пешком пройти 15 минут, иногда можно добираться 50 минут. А ведь это еще не только весь город в пробках, значит все не работают, здесь очень большие последствия, плюс это качество воздуха, плюс уж я не говорю о градостроительных качествах, потому что когда весь город полностью в машинах, то мы фактически города не видим, потому что, смотря на гравюры пушкинского Петербурга, мы действительно, наверное, все действительно испытывают чувство такой гармонии. И действительно можно сказать, что это как город будущего для нас, а не прошлого. Потому что действительно пространство очень гармонично, и баланс между количеством людей, транспорта и домами и архитектурой, он очень сбалансирован. Сейчас идет , конечно, колоссальная перегрузка. Поэтому под землю мы должны думать о том, чтобы использовать подземное пространство. У нас очень плохие грунты, безусловно, но они ничуть не лучше, чем грунты в Шанхае, ничуть не лучше, чем грунты в Амстердаме, в историческом городе. А мы знаем, что там целые кварталы делается подземное пространство, включая даже улицы и дороги, захватывается целая территория, и таким образом решается та острая проблематика, которая сейчас в Петербурге есть. Другое дело, что к подземному строительству нужно подходить крайне профессионально, анализировать каждый проект с разных точек зрения, должны участвовать, в команде проектировщиков должны присутствовать и гидрологи, и очень серьезные конструкторы, имеющие большой опыт, и можно вовлекать еще на консультационной основе серьезных специалистов, собственно, так во всем мире и происходит, когда сложные проекты делаются, образуются целые команды специалистов для того, чтобы принять очень взвешенные и четкие решения по этому вопросу.
Н.Костицина: Ну а у нас такие команды, они формируются? Вот так по общению с вашим братом архитектором.
С.Цыцин: Конечно, формируются. Почему не формируются? Просто другого пути нет вообще. Это единственный путь грамотного ведения проекта.
Н.Костицина: Я почему... тема прошлой недели - это строительство гостиницы, реконструкция Литературного дома на углу Невского проспекта и Фонтанки, там, где была налоговая, перед этим был, по-моему, Куйбышевский райисполком, и жители этого дома, в частности одна из жителей дома, она сама геофизик по специальности, она отзвонила нам и высказала свою озабоченность, поскольку именно там, на углу Невского и Фонтанки, будет подземный паркинг. И как раз она сказала, что все потуги получить какие-то документы, посмотреть, что изучали - не изучали, привели ни к чему. Естественно, место такое опасное, рядом Фонтанка, причем не канал, а именно живая река Фонтанка. И все вот эти подземные ручьи ,которые входят в Фонтанку. А почему я вспомнила об этом доме? И по подземному строительству, и потому, что обратила внимание, что один из авторов этого дома - ваш учитель, архитектор Фомин.
С.Цыцин: Игорь Иванович?
Н.Костицина: Да. По-моему, или я что-то перепутала. То есть подземное строительство, с вашей точки зрения, оно должно быть где-то, не может же оно быть на всей территории исторического Петербурга?
С.Цыцин: Нет, это достаточно недешево, надо еще тоже на это обратить внимание: чем глубже, тем дороже. Там фактически когда мы еще один этаж вниз, это фактически удвоение стоимости идет подземного строительства, ну так грубо. По поводу Литературного дома на Невском проспекте, я, конечно, не знаком с этим проектом хорошо, но еще раз хочу сказать, что есть решения, которые позволяют очень грамотно разрешить существующие проблемы, сейчас мы, конечно, прежде всего говорим о примыкающих домах, но это действительно высокое искусство, и должны быть качественные специалисты, которые очень отнесутся к этому бережно.
Н.Костицина: Зеленое строительство вы уже упомянули в нашем с вами разговоре, вы являетесь таким приверженцем зеленого строительства, экологического строительства , насколько мне известно, входите даже в какие-то ассоциации, которые продвигают именно такое экологическое строительство. Что это такое?
С.Цыцин: Во-первых, при слове зеленое строительство обычно еще у всех ассоциируется это с непосредственно зеленью, это совсем не так, в том числе и зелень, конечно. Когда термин употребляется Sustainable building, вот мне вчера на зодчестве рассказли, что один заказчик говорит да, у нас Sustainable building, мы такой фундамент сделаем. Sustainable - это значит устойчивый, жизнеустойчивый, у нас, говорит, бетона много, мы сделаем крепкий фундамент. То есть здесь такая как бы профанация понятий. На самом деле это просто экологичность и энергосбережение, которое действительно необходимо, потому что мы не нагреем теплом атмосферу, и лучше все-таки тепло, энергию, воду использовать по назначению. Тем более сейчас очень много говорят о том, что действительно в нашей стране много водных запасов, но нефтяной какой-то кризис, потом будет следующая проблема с водой. Но надо же бережно использовать природные ресурсы, которые нам даны. Кроме того в Sustainable-дизайне есть очень много экономических составляющих, это связано с тем, что подключение к инженерным сетям стоит достаточно дорого, особенно в центре Петербурга, Москвы, крупных городов. Также это очень актуально для новых территорий, когда нет централизованных систем, это тоже связано с большими затратами. Именно для того, чтобы физически это проложить. Но самое подключение мощности стоит денег. Если мы делаем жизнеустойчивое здание, соответствующее тому или иному уровню, то мы тогда имеем возможность уменьшить значительно потребляемые ресурсы, за счет этого уменьшить платежи для получения технических ..
Н.Костицина: Скажите, вот эти ваши мысли, не только ваши, в мейнстриме вы находитесь, они где-то были уже осуществлены на каком-то проекте?
С.Цыцин: Дело в том, что сейчас мы этим занимаемся давно ,не знаю, как-то это очень естественный процесс развития проектного дела для того, чтобы повысить качество процесса, очень плотно мы подошли к этим вопросам. А потом, когда начали изучать, оказалось, что весь мир-то этим 20 лет очень занимается целенаправленно, это вообще чуть ли не главная такая директива и главный приоритет и политических, и строительных, и инвестиционных институтов. Конечно, это еще стимулируется , государственные целые программы существуют.
Н.Костицина: На каком-то проекте уже было воплощено в жизнь это?
С.Цыцин: Какими-то фрагментами было. Скажем, когда мы делали в Москве огромнейший комплекс 187 тысяч квадратных метров, у нас были технические условия на 18, 7 мегаватт, а по расчету получилось 22 мегаватта. Когда мы проанализировали получение новых технических условий на 5 мегаватт, там нужно было половину Тверской перекопать и так далее, получилась астрономическая цифра. Нам удалось найти такие технические решения, которые нам позволили уложиться в существующие технические условия. Это просто принесло колоссальную экономию для инвестора, плюс также он выиграл примерно полгода времени.
Н.Костицина: Но в Петербурге пока это не осуществлялось.
С.Цыцин: Сейчас запроектирован дом на Обводном канале. Он зарегистрирован в американском, на золотой сертификат по американскому виду, и я надеюсь, что в будущем году начнется и осуществится его строительство, это небольшой объект. Также на (неразборчиво) мы представили в рамках выставки «Про-Эстейт» проходил (неразборчиво) , мы представили проект бывшей водонапорной башни Лесотехнической академии, и он получил вот этот (неразборчиво) .
Н.Костицина: То есть там реконструкция башни Лесотехнической академии?
С.Цыцин: Реставрация с реконструкцией, сейчас там сидит компания "Зеленая волна", экологи, представители искусства, выставки, музыка. Очень интересный такой социальный объект, очень интересное использование существующее, в настоящее время ими же используемое, но до этого несколько заброшенной такой башни. Когда-то она делалась как водонапорная, потом как метеорологическая использовалась. Кроме того, башня является федеральным памятником, так же, как и парк весь Лесотехнической академии, поэтому там нельзя даже подводить ни сети, ничего, потому что это нарушить корневые, корни ценных деревьев, растений и так далее. И мы такой проект сделали, и очень надеемся его совместно реализовать.
Н.Костицина: Спасибо . У нас Юлия тут спрашивает, просит продолжить вас фразу. Ваш любимый архитектор?
С.Цыцин: Мировой архитектор? Современный? Исторический?
Н.Костицина: Может быть, мировой, современный , исторический. Как хотите.
С.Цыцин: Вы знаете, я не могу назвать любимого архитектора, потому что я вообще люблю архитекторов талантливых, потому что у каждого архитектора есть свой язык и есть то, чему можно учиться, и ценна эта неповторимость. Поэтому не мог бы сказать, что один самый любимый архитектор.
Н.Костицина: А есть какое-то самое любимое здание до начала 20-го века? Спрашивает Юлия.
С.Цыцин: Не знаю, я весь Петербург люблю.
Н.Костицина: Самое нравящееся современное здание? Тут целую анкету прислала Юлия.
С.Цыцин: Это надо отдельно заполнять тогда.
Н.Костицина: Ясно. Хорошо. Архитектурный любимый стиль существует у архитектор Сергея Цыцина?
С.Цыцин: Вы знаете, стиль , мне кажется, стиль...сейчас очень важна уместность каждого стиля для каждой функции, для каждого места и так далее, в исторической среде одни стили уместны и так далее. Возможно, иногда не нужно делать слишком много стекла, потом что все-таки камень связан с традиционными представлениями.